Бар – Подольский любимец режиссеров

 

Между хbarолмами Подольской возвышенности, на левом берегу реки Ров расположен живописный украинский городок Бар.

Первое документальное упоминание о городе под названием Ров, располагавшемся на правом берегу реки Ров, датируется 1425 годом. Он был полностью разрушен в 1452 году, во время очередного татарского набега.

В 1537 году польская королева, итальянка по происхождению, Бона Сфорца выкупила город и переименовала его в Бар в честь своего итальянского родного города Бари. Она приказала строить крепость на левом берегу реки Ров, где и находится современный город Бар, которому в 1540 году было предоставлено Магдебургское право, льготы от повинностей и первый герб с буквами B. S. (знак приверженности королеве).

 

В фильме польского режиссера Ежи Гофмана «Огнём и мечом» упоминаются город Бар и барский монастырь сестёр-бенедиктинок. В фильме показан холм, на котором стоял Барский замок, – один из наиболее известных замков Подолья, на протяжении длительного времени его называли «вратами Польской Украины».ступка

Строительство замка для королевы Боны завершилось в 1540 году. Для закладки фундамента пришлось перегородить реку плотиной. Остатки пруда, который когда-то делал город неприступным, можно увидеть вокруг руин и сейчас. Стены соорудили в виде двойных перегородок, между которыми была насыпана земля. Перед въездом – бастион с двумя башнями, дополнительно замок укрепили глубоким рвом. Кроме того, по периметру замка расположены пять двухъярусных башен. Гийом Левасер де Бонплан в 1630?х гг. возвел в Баре крепость по итальянской системе. Сегодня по развалинам замка можно проследить лишь его планировку.

В начале ХХ века на территории крепости был городской бульвар. Позже он превратился в парк с мемориалом в честь воинов, погибших в годы Второй мировой войны.

Среди архитектурных сооружений большой интерес представляют монастырь сестёр-бенедиктинок-миссионерок, руины крепости времен Боны Сфорцы и величественное сооружение – костёл Святой Анны (1550 год), который на протяжении своего существования несколько раз был разрушен и восстановлен и в современном виде дошёл до нас с 1902–1908 годов – архитектурный стиль здания характеризуется как неоготика.

Свято-Успенская церковь, построенная в 1757 году из камня (на месте деревянной Троицкой церкви), также имеет историческую ценность. Первоначально здание было одноглавое, крестообразное в плане, с четырьмя фронтонами, на западном фасаде был балкон, где во время праздников размещался оркестр. Во дворе стояла деревянная колокольня в виде навеса на столбах. Её закрыли в 1838 г., так как стали появляться трещины на стенах и куполе. Капитальный ремонт колокольни закончился в 1851 г. В результате был переложен купол, существенно видоизменена архитектура сооружения, надстроена кирпичная трёхъярусная колокольня, а пространство между ветвями креста заполнили невысокие пристройки. На стенах появилась масляная живопись XIX века.

гончарный кругВ 1891 году город Бар и окрестные сёла посетил молодой, в будущем крупнейший украинский историк, лидер национального движения и первый президент Украинской Народной Республики (УНР) Михаил Сергеевич Грушевский. Здесь он собирал материалы для своей диссертации «Барское староство. Исторические очерки XV–XVIII веков». Неслучайно к 600-летию основания города Бара 15 сентября 2001 года был открыт памятник М. С. Грушевскому, а Барскому педагогическому колледжу в 2003 году присвоено его имя.

В ХIХ–ХХ веках город Бар славился гончарным искусством. Визитной карточкой гончаров является кукушка на калине. Это птица мечты, влюблённая в родную землю, солнце, огонь и воду. Мастера изготовляли подсвечники, кувшины, игрушки, посуду с изображением звёзд, цветов. Белый фон, зелёные, охристые, жёлтые цвета создавали праздник и в доме, и в душе тех, кто принимал эти изделия.

Барский край действительно исключительно богат древностями разных эпох, его плодородная и роскошная территория – настоящая земля обетованная.

«Это край, где текут молочные реки в медовых берегах», – так называл этот регион французский путешественник XVII века д’Аллераль в своих мемуарах.

Автор

Лилия Бершова

a!