Вторая сторона гениальности ХIX века

                     Что ни толкуй Волтер или Декарт –
Мир для меня – колода карт,
А.С. Пушкин. 1827 год (копия А.П. Елагиной с портрета В.А Тропинина)Жизнь – банк; рок мечет, я играю,
И правила игры я к людям применяю.

Лермонтов М. Ю.

Великие люди известны и интересны не только своими гениальными произведениями, но и личной жизнью. Русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, например, вел бурную светскую жизнь и был человеком азартным, вспыльчивым, увлекающимся. Любил бывать на балах, восхищался женщинами и был азартным игроком.
В Российской империи в ту пору карточные игры вошли во все сословия. На то время карты – определенная культурная реалия. Весь императорский период русской истории отмечен размышлениями над ролью случа?я, фатумом, противоречием между железными законами внешнего мира и жаждой личного успеха, самоутверждения, игрой с обстоятельствами, законы которых остаются для нее неизвестными факторами.
Различали коммерческие и азартные игры в карты. В коммерческих играх задача партнера состояла в разгадывании стратегии противника. Коммерческая игра, являясь интеллектуальной дуэлью, может выступать как модель определенного типа конфликтов. Азартная игра – модель борьбы человека с неизвестными факторами, так как понтирующий вынужден принимать решения, не имея никакой (или почти никакой) информации.

Играл Пушкин в английских клубах, местах, где собиралось для отдыха в те времена светское общество. Ему редко везло, так как в соперниках у него были профи, такие как Догановский и Жемчужников, но ему хотелось достигнуть совершенства. Пушкин рассчитывался векселями. Выручали взаймы также друзья.

Играя в карты однажды с А. М. Загряжским, состоятельным человеком, придворным чиновником, игроком английских клубов, Пушкин проиграл все деньги, что были с ним. Тогда поэт поставил на кон только что оконченную им пятую главу «Евгения Онегина». Ставка была принята. Рукопись оценивалась как живые деньги: Пушкин получал по 25 рублей ассигнациями с царской казны за строку. Но удача была не на стороне поэта – он проиграл и свою рукопись. Ставить больше было нечего, тогда Пушкин заложил пару пистолетов. На последней ставке Пушкин сумел отыграться, вернув пистолеты, рукопись, и даже выиграл 1,5 тысячи рублей!

«Страсть к игре есть самая сильная из страстей, – признался Пушкин своему близкому другу – мемуаристу Алексею Вульфу. –  playing cardsНикакая игра не доставляет столько живых и разнообразных впечатлений, как карточная, так как игрок до конца имеет надежду выиграть». И если до женитьбы на Наталье Гончаровой Пушкин играл ради удовольствия, то после, к тридцати годам, к его мотивам добавилось стремление пополнить семейный бюджет, которого по меркам дворянина уже не хватало, чтобы содержать семью.

В одном из английских клубов Пушкин встретился за игрой «Фараон» с польским поэтом Адамом Мицкевичем. Это была одна из любимых игр Пушкина. В этой банковой игре участвуют лишь два человека. Пушкин, с раскрасневшимся лицом, с засученными рукавами рубахи, быстро двигал руками с длинными ногтями перед глазами Мицкевича. Расчет игры был золотом, находящимся в сосуде перед игроками. Каждый, кто выигрывал, брал свой выигрыш. Пушкин опускал руку в сосуд и безошибочно точно брал ровно столько, сколько ему полагалось. Мицкевич остался в проигрыше и вышел ошеломленный. До этого он никогда не видел Пушкина таким возбужденным.

Несмотря на запреты азартных игр в те времена, царь прощал Пушкина за его талант и гениальность.

Эпизоды из жизни поэта нашли свое отражение в произведениях «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Выстрел».

После смерти Александр Пушкин оставил за собой не только литературные сокровища, но и 120 тысяч рублей долгов. Из них 60 тысяч рублей это были долги чести. Будучи на смертном одре он успел продиктовать, кому и сколько нужно вернуть. Долги были погашены и оплачены по счетам Николаем I.Винтажное изображение игры в карты

Примечание:

Ситуация «фараона» – это ситуация поединка: моделируется конфликт двоих противников. Однако в самую сущность этой модели входит их неравенство: понтер – тот, кто желает все выиграть, хотя рискует при этом все проиграть, – ведет себя как человек, который вынужден принимать важные решения, не имея для этого необходимой информации; он может действовать наугад, строить предположения, пытаясь вывести какие-либо статистические закономерности (известно, что в библиотеке Пушкина были книги по теории вероятности, что, видимо, было связано с попытками установить наиболее оптимальную стратегию для себя как понтера). Банкомет же никакой стратегии не избирает. Более того, то лицо, которое мечет банк, само не знает, как ляжет карта.

«Ложусь спать поздно, играю со старухами в бостон по копейке и сержусь, когда проигрываю» (из «Романа в письмах» А. С. Пушкина).